top of page

Отчёт о восхождении на Эльбрус в 2017 г.. Анатолий Левшов

Ещё при планировании сборов в Безенги было решено, что некоторые из нас после сборов отправятся на Эльбрус. Но во время сборов, ощутив тяжесть альпинистской жизни, мы уже не были уверены, в том, что это восхождение состоится. Оля и Толя Селезнёв решили отказаться от Эльбруса, и пару деньков провести на море. Нас осталось четверо: я, Виталий, Эля и Алексей. Причём Виталий не хотел совершать восхождение, но всё же решил поехать с нами за компанию. Благодаря Оле нам не нужно было думать о трансфере к Эльбрусу, он уже был организован. Мы получили советы и наставления что и как делать на Эльбрусе. По поводу трансфера в Пятигорск, по поводу страховки, гостиниц, регистрации в МЧС, что сказать экологическому инспектору, к кому обратиться за помощью и как совершать восхождение. В общем, мы почти всё сделали, как нам говорили :).

1 августа 2017

В 7:00 на автобусе мы отправились из АУСБ Безенги в Нальчик, где пересели в Газель, которая довезла нас до поляны Азау у подножия Эльбруса. В дороге мы узнали, что взойти на Эльбрус собирается еще один альклубовец – Андрей Гаврик, и что он уже на Эльбрусе, акклиматизируется. Что ж отлично вместе будет легче.

К 13:00 мы приехали на поляну Азау, попрощались с водителем, осмотрелись, и стали думать, что делать дальше. План на сегодня был такой: пообедать; подняться на канатке до Гарабаши; подняться пешком на сколько сможем по возможности до палатки Андрея; разбить лагерь; поужинать и лечь спать. Мы разделились и пошли на разведку. Я и Алексей выясняли расценки в местных кафешках, Виталий выяснял режим работы канатки, Эля осталась охранять рюкзаки. Мы выбрали кафешку и пообедали там. Женщина, работавшая в ней, сказала нам, что может организовать нам трансфер до Пятигорска после восхождения. Ок, будем иметь в виду. Мы взяли билеты на канатку до станции Мир, и спросили у кассирши, сколько времени идет кабина до станции Мир. Кассирша ответила: «Примерно полчаса». Ну что ж, погрузились в кабинку. Едем, любуемся. Эля решила воспользоваться свободным временем и одеться потеплее. Распаковала рюкзак, одевается, обувается. И тут Алексей замечает, что кабинки заезжают на какую-то станцию. Он обратил на это наше внимание, и у нас возникло подозрение, что дальше эта кабинка не поедет. Через пару секунд подозрение перешло в уверенность и вслед за этим пришло понимание, что нужно высаживаться. А у Эли разобран рюкзак! Времени почти нет! Начались панические сборы. Кабинка подошла и мы быстро повыбрасывали все вещи из кабинки. Весело! Эта была промежуточная станция Кругозор. Мы отдышались от смеха и погрузились в другую кабинку, идущую до станции Мир.

Доехали. Привычным способом десантировались. Чтобы не тащить наверх одну сумку с ненужными на Эльбрусе вещами оставили её на сохранении в одной из кафешек. Пока мы перепаковывали рюкзаки к нам подошёл мужчина, представился каким-то экологическим инспектором и стребовал с нас по 250 р. с человека. Никто из нас не смог вовремя соврать, что за нас заплатил инструктор, который в данный момент ещё находится внизу. И пришлось заплатить. Мы сели на следующую кресельную канатку, до Гарабаши.

Примерно в 15:40 мы прибыли на Гарабаши, и пошли вверх. У нас ещё была иллюзия, что мы сможем дойти до высоты 4200 м, где расположился Гаврик. Но пройдя несколько сотен метров, поняли, что далеко уйти не сможем и лучше сейчас найти место для лагеря. А Гаврик никуда не убежит. Мы нашли хорошее место недалеко от бочек, на высоте 3850 м и поставили палатку. Виталий пошел добывать воды. Неподалёку было маленькое покрытое льдом озеро. Виталий пришёл с водой и промокшими ногами. Лёд под ним проломился. Хорошо, что там было не глубоко! Никогда не знаешь, что может случиться в горах. И как ещё одно подтверждение этих слов недалеко от нашей палатки появляется лиса. Что она тут забыла? Да кто её знает! Наверное, она учуяла наш ужин. Ей тут явно не жилось хорошо.

Вид был потрясающий! Облака заволокли всё вокруг, что ниже бочек. Торчали только вершины гор

Тут кто-то из нас вспомнил, что нам нужно зарегистрироваться в МЧС. А где собственно тут МЧС? Спросили у соседей. А нет их тут, они в Терсколе! И что нам делать, уже вечер!? Рассмотрели два варианта: один из нас идёт вниз с паспортами и регистрирует всех, затем возвращается; идем без регистрации, но при малейшей опасности возвращаемся. Выбрали второй вариант. Так же вспомнилось, что у нас должна быть страховка от несчастных случаев, которую мы заранее оформили. А где же она у нас? А её мы оставили в Безенги. Молодцы! Всё правильно сделали :).

2 августа 2017. Подход к штурмовому лагерю и акклиматизация.

Мы встали в 6:00. Позавтракали, собрались, оставили мусор и ненужные на восхождении вещи в камнях, и в 8:40 пошли вверх. План на сегодня был такой: нам нужно подняться на высоту не меньше 4200 м и разбить лагерь; Встретить Андрея, который поставил палатку недалеко от Приюта 11; Совершить акклиматизационный выход на высоту между 4700 и 4900 м. Мы шли по склону, покрытому снежной кашей. Кошки одевать не стали и так шлось нормально.

Через три часа вышли на полку и решили разбить лагерь где-то неподалёку. Высота по GPS была 4360 м. Разделились и пошли искать место под лагерь. Эля осталась охранять рюкзаки. Уже через пару минут Лёша кричал, что нашёл хорошее место. Я вернулся, посмотрел и увидел очень ровное место для палатки с трёх сторон обложенное камнями. Высота стенок от 0,5 до 1 метра. Нам очень повезло, что мы нашли такое шикарное место! Спать здесь будет гораздо лучше, чем на открытом склоне, или на неровной каменистой поверхности.

Высота этого места – около 4300 м. Поставили палатку. Пообедали, и к 14:30 собрались на акклиматизационный выход. Планировали идти 1,5 часа вверх, побыть на высоте 15 мин, и спуститься за 45 мин, так что бы вернуться к 17:00. Для того чтобы при свете дня приготовить ужин и рюкзаки к завтрашнему восхождению. Набрав высоту 4700 м за час подъёма, решили не идти дальше, чтобы не переутомиться, а побыть чуть дольше на этой высоте. Мы с Виталием пошли фотографироваться на фоне гор.

Спустя полчаса пошли вниз, и пришли к палатке к 16:40. Поужинали. Приготовили рюкзаки к восхождению. И примерно в 19:00 все легли спать, ведь штурм вершины был назначен на 1:30. Андрея так и не встретили, так как он тоже совершал акклиматизационный выход, только немного выше, до 4900 м. По телефону договорились, что завтра он выйдет раньше нас, так как его палатка находится ниже, и по пути мы встретимся.

3 августа 2017. Штурм вершины и спуск в Азау.

Подъём в 0:20. Решили не завтракать, а только попить чай. И взять с собой побольше чая и горячей воды. Но с набором водой возникли проблемы, за ночь ручьи почти замёрзли. Мы долго возились и вышли только в 1:59. Погода была прекрасная! Эльбрус был освещён луной, звездами, фонарями восходителей ратраков, которые уже вовсю ездили туда-сюда и забрасывали особо ленивых альпинистов. Другие альпинисты шли сами. Все вместе они выстраивались в светящуюся цепочку, и можно было проследить путь, по которому нам предстоит пройти, до самой косой полки.

С самого начала мы взяли довольно быстрый темп, и оторвались от коммерческой группы, рядом с которой стартовали. У меня были сомнения, что мы сможем долго идти таким темпом и не выдохнемся. Но через 10 минут я заметил, что мы идём привычным темпом, и пульс был нормальным около – 140. При этом мы продолжали обгонять других альпинистов, которые шли как сонные мухи. Виталий шёл первым, и, глядя на других восходителей, которые поднимались зигзагом, стал повторять их манёвры. Всем остальным членам нашей команды это показалось лишней тратой времени, и мы дали ему команду идти напрямик. Как обычно мы делали остановки через 40 минут, чтобы попить отдохнуть и пофоткаться.

Мы поднимались всё выше и выше, но влияние высоты никто не заметил. Все шли почти также как и в начале.

Стало светать! Лучи солнца освещали вершины гор. А могучий Эльбрус бросил свою тень вдаль до самого горизонта. Только ради этих красивых видов стоит взойти на Эльбрус!

Мы вышли на косую полку, и продолжили обгонять одну группу за другой. То слева, то справа от тропинки стали появляться жёлтые и коричневые пятна. Скорее всего, многим здесь становилось плохо. Нам стали попадаться группы, которые отдыхали у тропинки и, судя по их виду, многим из них действительно было очень плохо. Сами мы тоже стали уставать, но по косой полке идти было не тяжело, так как уклон был небольшой. Так мы вышли на седловину, где уклона практически не было. Далее по тропе мы пошли на западную вершину. Это наиболее опасное место, так как склон хоть и не слишком крутой, но очень скользкий, в конце которого торчат огромные камни. Поэтому здесь проложены перила, по которым мы и пошли. После перил решили передохнуть, и во время отдыха Эля заметила также отдыхающего неподалёку Андрея Гаврика.

Андрей присоединился к нам и мы, отдохнув, все вместе продолжили путь. Андрей немного отставал. Видимо из-за недостаточной акклиматизации. И мы сбавили темп. Здесь я почувствовал слабую головную боль, но так как это моя обычная реакция на высоту, я не волновался. Вскоре мы вышли на плато, и оставалось совсем немного. По плато нас вела широкая натоптанная тропа, словно тротуар. Я решил уйти вперед, чтобы поснимать остальных членов группы.

И вот, в 7:32, вся наша группа поднялась на западную вершину Эльбруса.

На вершине уже было человек десять, они болтали на разных языках и фотографировались. Мы тоже пофотографировались в разных позах. Эля, Лёша и Андрей поспешили покинуть вершину, а мы с Виталием ещё немного пофоткались. И так и сяк и с флагом Пульсар-телеком. Затем и Виталий решил покинуть вершину. Я остался ещё немного поснимать пейзажи. Но вскоре автофокус фотоаппарата перестал работать. Видимо не выдержал холода. Затем я решил сделать замер насыщения крови кислородом, для полноты статистики. Но прибор показывал неправдоподобно низкое значение. Видимо тоже замёрз.

Спустившись с вершины на плато, мы вместе пошли вниз. По пути встречные восходители поздравляли нас в основном на английском: “Congratulations!”. Андрей шёл первым и задал высокий темп, а Виталий шёл последним и стал отставать. Поэтому мы периодически останавливали Андрея. Пройдя косую полку, мы стали спускаться зигзагом. Так было удобней, ведь спуск был довольно крутой. Снег, замёрший за ночь, снова подтаял и превратился в мокрую кашу. Даже в кошках мы иногда скользили на крутом склоне. Уже недалеко от палатки Эля сильно упала. И дальше Андрей, а потом и я, подстраховывали Элю, держа за руку. Примерно к 10:10 мы спустились к нашей палатке на 4300 м. Мы хотели все вместе попить чай и затем начать разбирать свои палатки. Но воды в ручье почти не было, поэтому попить чай сразу не удалось, и Андрей решил пойти к своей палатке. Андрей предложил встретиться на поляне Азау через час сорок. Мне это показалось чересчур оптимистичным прогнозом. Я сказал, что на сборы и спуск нам понадобится не менее двух часов, и это тоже было очень оптимистично. В любом случае мы должны, не теряя времени, спуститься в Азау. Забегая вперёд, скажу, что спустились мы только через четыре часа. Только сборы заняли полтора часа. У меня сильно болела голова, поэтому я всё делал не спеша без резких движений. Мы все решили спускаться без кошек также как и поднимались сюда. Но это оказалось не самым лучшим решением. Так как к этому времени снег подтаял гораздо сильнее, и стало очень скользко. В самом начале пути Эля снова упала, и это её очень расстроило. Подобная манера спуска её категорически не устраивала. Тогда Виталий достал свои кошки и одел ей. После этого Эля и Лёша стали спускаться гораздо быстрее нас с Виталием. Они остановились подождать нас только когда вышли на грунтовую дорогу, которая была недалеко от места нашей первой ночёвки. Мы пошли забрать оставленные вещи и мусор. Не дойдя совсем немного, на спуске Эля снова упала. Похоже, Элю уже достало падать. Её переполняли эмоции, она плакала и смеялась, не могла встать и продолжала смеяться и плакать. Я попытался ей помочь, но получилось не очень ловко. Эля снова стала смеяться и от этого не смогла полностью встать и снова упала. Я стоял и не знал что делать. Вскоре подошёл ушедший немного вперёд Лёша. Мы забрали у неё рюкзак и донесли до поворота на нашу первую ночёвку. Забрали вещи и мусор. Эля снова надела свой рюкзак, и мы пошли к кресельной канатке. Без инцидентов дошли, сели и доехали до станции Мир. Там забрали из кафешки сумку, и пошли на другую канатку. На проходной станции мне пришлось разбирать пол рюкзака, чтобы достать оставленный во внутреннем кармане пропуск. Я прошёл, и мы начали, уже привычным способом, закидывать вещи в кабину. Когда Эля заходила в кабину она снова упала, и засмеялась. Мы все запрыгнули в кабину, выдохнули, и стали смеяться над тем сколько раз Эля падала. Затем пересадка на станции Кругозор. Мы быстро десантировались. И тут я выронил свой пропуск. А пол решётчатый! А под ним ещё семь метров до земли! Фух! Ячейки решётки мелкие. Секунда паники. Но этого достаточно, чтобы почувствовать себя неудачником. Затем мы привычным способом загрузились в кабину и доехали до поляны Азау, где нас уже ждал Андрей. Вместе с Андреем мы пообедали в той же кафешке, в которой обедали перед подъёмом на Эльбрус. Заказали трансфер в Пятигорск на завтра в 9:00, за 5000 р. А сегодня решили переночевать в палатках у реки. Андрей сказал, что знает хорошее место. После обеда я и Виталий пошли на местный рынок закупить сувенирчиков и сладостей. Виталий купил себе зелёную футболку с изображением Эльбруса. А я пока не стал. Затем все мы пошли к месту, о котором говорил Андрей. Путь занял минут 15. Это было очень красивое место, только довольно шумное. Глядя на Виталия, Андрей пошёл и тоже купил себе футболку с Эльбрусом. Мы поставили палатки, привели себя в порядок, приготовили ужин, и стали отмечать успешное восхождение на Эльбрус. В начале десятого отошли ко сну.

4 августа 2017. Трансфер в Пятигорск и горячие ванны.

Первая проснулась любительница поспать Эля. Растолкала Лёшу, и постепенно все проснулись. Мы позавтракали. Оставалось еще некоторое время, чтобы полюбоваться местными красотами, пофотографировать красоты и как другие любуются красотами.

За полчаса до отъезда я заметил, что нет Андрея. Оказалось, он пошёл в МЧС давать пояснения по поводу несчастного случая на Эльбрусе, свидетелем которого он был. Где-то на скалах одной женщине камень попал в голову. Казалось бы, где там камням падать? Без пяти девять Андрей появился, и мы пошли к кафешке, где нас ждала Газель. Я ещё успел зайти на рынок и всё-таки купить футболку с Эльбрусом, чёрного цвета. И получилось, что у каждого из нас была футболка с Эльбрусом, у каждого своего цвета. Мы сели в Газель и поехали. Женщина из кафе рекомендовала нам одну чебуречную, в которой очень вкусно готовят. И мы попросили водителя остановиться там. Через пару часов водитель остановился у чебуречной. Там были действительно очень вкусные чебуреки, хычины, и калмыцкий чай. Калмыцкий чай я даже взял дважды. Не всем он понравился. Но чебуреки и хычины все оценили на пять с плюсом. Мы поели и поехали дальше. По дороге водитель рассказал нам, что в Пятигорске есть частный дом, где можно остановиться на ночь. Нам это показалось наилучшим вариантом, и мы попросили его отвезти нас туда. К 13:00 мы подъехали к этому дому. Но хозяйки дома не было. У соседки мы выяснили номер телефона хозяйки, позвонили, договорились и отпустили водителя. Цена в 400 ₽ за человека нас очень даже устраивала, но нужно было дождаться хозяйку, которая обещала прийти через час. На всякий случай мы прошлись по соседям повыясняли другие варианты ночлега, но безуспешно. Вскоре, как обещала, пришла хозяйка и предложила нам разместиться в двух номерах. Но мы решили, что лучше будем ночевать в одном четырёхместном номере. За это хозяйка скинула цену до 350 ₽ за человека. Номер был со всеми удобствами, с кухней и ванной. Также там была неплохая веранда.

В сегодняшнем плане у нас оставалось посещение бесплатных горячих ванн. И мы, взяв полотенца и другие купальные принадлежности, отправились на их поиски. Сначала на автобусе доехали до нужной остановки. Затем стали спрашивать дорогу у прохожих, которые, похоже, тоже плохо ориентировались в городе, потому что ушли мы совсем не туда. Но всё же мы пришли к этим ваннам, и первое впечатление – не очень. Куча народу. Мы уже было собирались уходить. Но решили поискать ещё ванны. Через кусты прошли немного в сторону и обнаружили ещё одну ванну, и народу не так много. Через несколько минут ванна освободилась, и мы в неё залезли.

Вода была не такая уж и горячая, но всё равно прикольно. Затем выяснилось, что совсем рядом есть ещё одна ванна с более горячей водой, и мы постепенно переместились туда. В этой ванне вода была по-настоящему горячая. Из этой ванны открывался красивейший вид на Пятигорск. Накупавшись, мы пошли обратно в дом. По дороге сделали общую фотку в наших эльбрусских майках, поели мороженого.

В местном Магните закупили продуктов. И приготовили шикарный ужин:

Вечером, почти перед сном, неожиданно к нам зашёл незваный гость и всех перепугал.

Хорошо, что мы его не дразнили, пока он был в клетке :). Это вам не горная лиса :).

Вот и еще один день подошёл к концу.

5 августа 2017. Отправление в Пензу

Неспешно проснулись. Эля приготовила на завтрак все оставшиеся пельмени. Так что пришлось их все съесть. К 12:30 собрались и отправились на вокзал.

Было очень жарко. А в поезде не было кондиционера :(.

6 августа 2017. Приезд в Пензу

Вечером Поезд прибыл в Пензу. Много народу пришло нас встретить. Поздравляли нас. Мы делились впечатлениями. И затем нас развезли по домам.

Featured Posts
Check back soon
Once posts are published, you’ll see them here.