Немного о скальном альпинизме. Александр Соловьев.

September 14, 2014

           Решил поделиться некоторыми выводами о скальном альпинизме, принципах страховки на скалах, и об опасностях, которые могут подстерегать вас при прохождении скальных маршрутов. Статья основана как и на личном опыте, так и на выводах других авторитетных альпинистов. В статье представлено мое личное мнение, так что жду конструктивной критики.

            В горах много видов технически сложного рельефа: скалы, лед, микст, снег, даже очень крутая трава. Каждый вид рельефа требует от альпиниста целевой подготовки. Я считаю, что наиболее трудоемкой и сложной является скальная подготовка.

            В любом восхождении наиболее важными и определяющими факторами, из которых строится собственно тактика восхождения, является скорость и безопасность. Эти факторы зачастую играют друг против друга, однако не редко и способствуют друг другу. К примеру, при большей скорости передвижения меньше шансов поймать холодную ночевку, и больше запас времени на случай осложнения ситуации внешними факторами.

            Что необходимо для повышения скорости прохождения скального рельефа? Во-первых, хороший уровень лазания. В современных тенденциях скального альпинизма высокого класса уровень лазания должен достигать 7а-7б онсайт. Хороший уровень лазания повышает и безопасность восхождения. Альпинист с уровнем лазания 7а пройдет участок скал 5с гораздо надежнее альпиниста уровня 6а. И быстрее. Во-вторых, на скорость так же влияет опыт грамотной организации страховки, опыт работы с «железом», взаимодействие с партнером. Альпинисту нужно уметь быстро организовывать надежную страховку с лазания, читать рельеф, предугадывать перегибы веревки, исключая, или уменьшая их удлинением промежуточных оттяжек, чтобы не «бурлачить» в конце участка. Подобный опыт приобретается на скальных занятиях, и, конечно, во время более простых восхождений. Мало просто уметь пролезть веревку, нужно ее по возможности лезть так, чтобы товарищ, который будет преодолевать участок вторым, с рюкзаком, лазанием или по перилам, так же смог двигаться быстро. То есть, к примеру, надо стараться избегать траверсов веревки, а если их избегать не удается, то на траверсе, даже если он для вас, лезущего налегке первым, не представляет трудностей, нужно положить побольше промежуточных точек, чтобы напарник, который лезет по перилам, или лазанием с тяжелым рюкзаком, смог безопасно преодолеть траверс. Двигаясь первым по рельефу, всегда думайте о напарнике, как он тут пойдет. И, конечно же, нужно уметь быстро и надежно, а, главное, в логичных местах, организовывать станции. В-третьих, на скорость влияет изучение и проработка маршрута перед восхождением. К примеру, вы не внимательно прочитали описание, и во время восхождения у вас не оказалось нужного снаряжения на ключевом участке, в результате чего ключевой участок вы преодолеваете с фантазией и очень долго. Или наоборот, вы взяли кучу ненужного железа на двойку, повесили его на себя, тащите его и цепляетесь им за рельеф. Скорость падает. В-четвертых – умение ориентироваться на маршруте. Приходит только с опытом восхождений. Но только если во время восхождений пользоваться головным мозгом. Хорошо ориентирующийся альпинист не заблудится, не полезет лишнего, а изящно повторит предложенную описанием линию. Если вы лезете двойку, и вдруг перед вами метровый карниз, на котором вам понадобилась лесенка, то, вероятно, вы заблудились. Полезли не по той щели, а, бывает, и не по той горе (иногда зависит от количества выпитого накануне. Если выпито много, опыт может не помочь).

            Теперь о безопасности. Все, о чем говорилось выше, влияет и на безопасность. Выше уровень лазания – выше безопасность. Не грамотно организовали страховку – больше травм при срыве. Не изучили маршрут – заблудились, остались без нужного снаряжения. Возникают проблемы с незапланированным спуском или возвратом на маршрут. Это все понятно. Хочется поговорить о некоторых нюансах. Интересна вера альпинистов в чужое забитое в скалу железо. Кто вам сказал, что человек, который забил крюк, забил его надежно? Примите хотя бы минимальные меры по проверке чужого забитого железа. Подбейте его молотком, послушайте звук. Даже крюк, который год назад был забит надежно, теперь может оказаться опасным для использования. Скалы подвергаются постоянной эрозии, трещины и расширяются, и сужаются. Так же не всегда надежны шлямбура. Они могут быть забиты в мягкую породу, или могут быть старыми и проржавевшими. Известны случаи гибели людей, полностью доверившихся шлямбурному крюку (к примеру на 5Б на Тбау-хох). Всегда имейте несколько точек, которые отделяют вас от полета вниз (так как по горизонтали и вверх альпинисты не летают).

            Рассмотрим организацию страховки при движении первого. Обычно первый любит сначала отлезть на приличное расстояние от станции, и только потом начать делать промежуточные точки. Вроде как вблизи станции не опасно. Такое предположение ошибочно. При срыве первого без промежуточных точек фактор рывка достигает максимального значения (2), что может привести в самым плачевным результатам, таким как обрыв веревки (при попадании на острый выступ), срыв станции с напарником, или к тяжелой травме спины. Не поленитесь сделать пару точек сразу после станции.

            Часто можно наблюдать смелого забойщика, который лезет с промежутками между точек метров по 10. При падении на глубину 15-20 метровпромежуточную точку, скорее всего, вырвет. А если не вырвет, то еще до того, как вас помает веревка, велика вероятность встречи с полкой или выступом. А теперь представьте падение на полку с высоты 15 метров. Аналогично падению с четвертого этажа. И уж подобных несчастных случаев зафиксировано великое множество.

            Отдельно хочется остановиться на лазании. Высокий уровень лазания, бесспорно, говорит о многом. Но современные скалолазы в основном тренируются на искусственном рельефе. Выходя на естественный, живой, нечищеный рельеф, они бездумно грузят «отдельно стоящие» зацепы, беря их с собой на память, на время короткого полета вниз (почему вниз, уже говорилось ранее). Помните, на реальных скалах не все зацепки надежны. Проверяйте их визуально и тактильно, прежде чем нагрузить. Старайтесь грузить надежные выступы монолитного рельефа. Иногда безопаснее пролезть место более сложным вариантом, но по надежным зацепам.

            И последнее. Всегда будьте на страховке или на самостраховке. Ошибиться карабином легко. Всегда, при каждом действии, думайте, к чему оно приведет в случае срыва.

 

Александр Соловьев.

 

Please reload

Featured Posts

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

Recent Posts
Please reload

Archive
Please reload

Search By Tags
Please reload

Follow Us
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
  • vkontakte__icon.png